Мы строим, чтобы людям жилось лучше
Мы строим, чтобы людям жилось лучше
19.09.2012 / «Международный журнал «Бизнес»

Одним из главных подрядчиков по строительству газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» является ООО «Стройгазмонтаж». Сегодня мы беседуем с его Генеральным директором Русланом Горюхиным.

— Закончилось строительство магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», осуществлявшееся в рамках Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока. С каким настроением Вы подошли к завершению проекта?

— С радостью, удовлетворением и легкой грустью. «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» — это немалый отрезок нашей жизни. В нем были и приятные моменты, и непростые, нервные.

Перед нами стояла сложнейшая задача — обеспечить газом огромные регионы России: Приморский, Хабаровский края, остров Сахалин. Это малообжитые места, есть такие, где не ступала нога человека. Представляете себе протяженность газопровода? 1 830 км, а если с газопроводами-отводами и резервными нитками — свыше 2 000 км. Если бы речь шла о Европейской части России, то это практически расстояние от Урала до самой западной нашей границы. Так вот, когда мы начинали строительство, газ был только в Комсомольске-на-Амуре и частично в Хабаровске, а Владивосток, все поселки сидели без газа, на мазуте и дровах. Гарь, копоть, шлак, горы золы… Сейчас часто говорят, что «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» строился к саммиту АТЭС-2012. Но ведь не в этом суть. Газ, пришедший на предприятия и в дома Приморья, Хабаровского края и острова Сахалин, придаст новый импульс развитию промышленности, позволит создать рабочие места, поднимет уровень жизни дальневосточников, даст им возможность не чувствовать себя живущими на краю света и отрезанными от большой земли.

И, конечно, значительно улучшит экологию региона. Вообще, задача любого строителя, в том числе и строителя газопроводов — сделать жизнь комфортнее, чтобы людям лучше жилось.

В результате сложнейшей двухлетней работы нами был построен газопровод, который обеспечит возможность транспортировать до 35–37 млрд. куб. м газа в год, основной его ресурсной базой стали месторождения шельфа Сахалина.

— Расскажите, пожалуйста, про саму стройку.

— Как Вы знаете, строительство газопровода включало в себя два этапа. На первом этапе, завершившемся 8 сентября 2011 года пуском газа, «Стройгазмонтаж» и другие подрядчики ОАО «Газпром» построили сам газопровод, который начался от головной компрессорной станции (ГКС) «Сахалин», пересек поперек весь остров и пролив Невельского, вышел в Хабаровском крае и через уссурийскую тайгу прошел в Приморский край и далее — до Владивостока, от которого был протянут газопровод-отвод на остров Русский. На строительстве газопровода работало свыше 5 000 сотрудников Группы компаний СГМ, было задействовано порядка 2 000 единиц специальной техники. Мы — «Стройгазмонтаж» — построили около 540 км линейной части, ГКС «Сахалин», автоматическую газораспределительную станцию (АГРС) рядом с Владивостоком. Отдельная история — это сооружение газопровода-отвода на остров Русский.

— Насколько мне известно, этот проект был признан уникальным — такого по технологическим особенностям еще никто не совершал, расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Уверен, что газопровод-отвод от Владивостока до острова Русский войдет в историю как новое слово в строительстве трубопроводов.

В ходе сооружения этого 35-километрового газопровода понадобилось выполнить трехкилометровый подводный переход через пролив Босфор Восточный. Субподрядчиком выступила дочерняя компания ООО «Стройгазмонтаж» — ОАО «Спецгазремстрой». Переход был построен методом наклонно-направленного бурения, под проливом, при этом не потребовалось останавливать судоходство, не был нанесен ущерб ихтиофауне региона. Но не в этом уникальность проекта. Дело в том, что современные буровые комплексы не рассчитаны пока на то, чтобы преодолевать длину перехода в 3 км. Поэтому было разработано и воплощено оригинальное техническое решение: два буровых комплекса вели работы навстречу друг другу с последующей стыковкой под дном пролива. К большой протяженности перехода добавились непростой геологический рельеф, перепады высот и ограниченные сроки строительства. Нечто подобное делалось в Германии, при переходе через Эльбу, но там он выполнялся на равнинной местности и в значительно более простых грунтах. Для реализации этого проекта понадобилось закупить специальное навигационное оборудование и забойные двигатели с высокопрочным режущим инструментом. Так что, несмотря на все трудности, строители смогли вовремя выполнить работы по сооружению двух ниток перехода общей длиной в 6 км.

— Пуск газа в газотранспортную систему «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» был произведен в сентябре 2011 года. И, тем не менее, еще почти год работы на газопроводе продолжались…

— Вы совершенно правы, с окончанием работ по строительству линейной части «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», деятельность на нем не прекратилась. Начались второй и третий этапы строительства, в ходе которых сооружалась система жизнеобеспечения газопровода. Были построены все вспомогательные объекты, необходимые для бесперебойной подачи газа потребителям и безопасной эксплуатации газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Это включало в себя сооружение подъездных дорог к крановым узлам, вертолетных площадок, систем связи и управления, комплекса инженерно-технической защиты, противопожарных переездов и т. д. — объем работ очень большой. Это только на бумаге все выглядит легко и просто, а на деле… На Сахалине, в частности, трасса газопровода пролегла по горным хребтам, поэтому, чтобы сигнал связи поступал без помех, в некоторых местах пришлось ставить башни радиорелейной связи до 104 м высотой. Процесс транспортировки газа требует постоянного учета и контроля, а это, в свою очередь, нуждается в строительстве сложной инфраструктуры.

«Сахалин — Хабаровск — Владивосток» — вообще очень непростой строительный объект, трасса его прошла в трех различных по геологии регионах. В ряде мест уровень сейсмической опасности достигает 9 баллов, то есть имеется угроза подвижки грунтов, оползневых явлений. Только в Приморском крае газопровод пересек 8 активных тектонических разломов, есть они и на острове Сахалин. Поэтому к строительству предъявлялись особые требования: использовалась труба с усиленной стенкой, разрабатывалась спецтраншея, на дне траншеи сооружалась особая «подушка» из песка, труба укладывалась в защитную геомембрану. В таких зонах труба должна лежать свободно, чтобы, если подвижки грунта все же будут, она бы не претерпела деформации. Параллельно с магистральным газопроводом «Стройгазмонтаж» строил систему геотехнического мониторинга, позволяющую в постоянном режиме следить за движением грунта и трубы.

Все эти разломы, спуски, подъемы, перепады высот обусловили особые технологии выполнения работ. Там же сопки — уклон нередко достигал более тридцати градусов! Для того, чтобы техника могла работать, необходимо было делать срезки, в том числе и скального грунта, полки, на которых могли бы удерживаться трубоукладчики, экскаваторы, бульдозеры и т. д.

— Газопровод пришлось прокладывать по острову, как осуществлялась доставка грузов с материка?

— Остров Сахалин — это вообще отдельная страница в истории строительства. Доставка грузов представляла, конечно, большую проблему. Вначале по железной дороге все комплектующие необходимо было доставить до порта Ванино, затем с помощью паромной переправы до Сахалина, потом опять по железной дороге — до станции Ноглики. Естественно, мы находились в тесной зависимости от погодных условий — если на море шторм, если оно замерзает, то переправа закрывалась. Так что поставки осуществлялись с большим трудом. Не всегда радовала и железная дорога — ее пропускная способность растягивала сроки доставки до 40–45 суток.

— С какими еще сложностями пришлось столкнуться Вашей компании в ходе строительства газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток»?

— Главная сложность, как я уже сказал, в том, что края эти необжитые, со слаборазвитой инфраструктурой и отсутствием дорожной сети. Еще одна проблема — климатические условия: низкая температура зимой, высокая, с большой влажностью — летом. Про перепады высот я уже говорил, а вот на реках Приморья, Хабаровского края и острова Сахалин хотелось бы остановиться особо. Только в Хабаровском крае газопровод пересек пять крупных рек: Яй, Бешеную, Хиванду, Саласу и Обор. Река Яй оказалась, пожалуй, самой сложной из всех — на шестикилометровом отрезке нам пришлось преодолеть ее трижды. В дальневосточных реках очень высока скорость потока воды. Само название «Бешеная» говорит о многом, это ведь не мы придумали — местное население так речку прозвало. Когда начинается весенний паводок, то давление воды очень сильное, мосты сносит, дороги смывает. Однако, как видите, все это не помешало нам закончить строительство газопровода.

— Экологические требования к строительным работам на Дальнем Востоке особенно высоки, ведь это уникальный регион — ареал обитания многих диких животных, в частности, уссурийского тигра.

— «Стройгазмонтаж» в своей работе придерживается самых высоких экологических стандартов и выполняет все необходимые природоохранные мероприятия, поэтому смею Вас уверить, что ни один тигр в ходе работы не пострадал. А медведи даже на дорогу выходили, подходили близко к машинам, просили еду. Так что строительство газопровода зверью не помеха, если даже шум их немного беспокоит, то, как только работы прекращаются и газопровод уходит под землю, все обитатели леса тут же возвращаются в привычные места обитания.

В настоящее время все работы закончены, произведена техническая и биологическая рекультивация, высажены многолетние травы, проведено укрепление откосов. Регион возвращается к обычному образу жизни, только на качественно более высоком уровне — теперь с газом!