Первопроходцы
Первопроходцы
26.04.2012 / «Комсомольская правда»

Стройгазмонтаж проложил газопровод на остров Русский.

Группа компаний СГМ завершила в Приморском крае строительство первого газопровода на остров Русский, призванного обеспечить энергией объекты 24-го сентябрьского саммита АТЭС-2012. Новый газопровод прошел через пролив Босфор Восточный по уникальному трехкилометровому подводному переходу, аналогов которому в мире пока нет.

За рубежом если и есть примеры сооружения более протяженных переходов, то ни через один из них не проходил трубопровод, отмечают специалисты.

Сегодня остров Русский, прежде бывший закрытой военной зоной, где располагалась база ВМФ, преобразуется в зону туристско-рекреационную. За короткий срок здесь возведены корпуса Дальневосточного федерального университета, объекты саммита АТЭС. Континентальную часть города с островом соединил огромный — почти двухкилометровый — вантовый автодорожный мост, гигантские пилоны которого вознеслись над проливом Босфор Восточный на рекордную в мировом мостостроении высоту — 320,9 метра. И как раз параллельно этому мосту — только под руслом пролива и на несколько сотен метров в сторону от него (из соображений безопасности) — прошел трубопровод. Он выполнен в двухниточном варианте. Первый сахалинский газ по его основной нитке был подан на остров с вводом в эксплуатацию магистрального газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток в сентябре 2011 года. К маю 2012-го завершится строительство второй (резервной) нитки, с запуском которой будет обеспечена устойчивая подача газа потребителям.

Первыми в России

Выполнение этого уникального по своим техническим параметрам перехода потребовало применения оригинальных технических решений и новых технологий бурения. Его строительство велось с использованием наиболее передового метода бестраншейной технологии укладки трубопроводов — горизонтально-направленного бурения (ГНБ), что позволило сохранить уникальную ихтиофауну региона (пролив имеет статус объекта высшей категории рыбохозяйственного водопользования) и не ограничивать проход сотен судов через пролив.

Поскольку длина этого перехода превышала технические возможности современных буровых комплексов, то после консультаций со специалистами ведущих мировых буровых компаний и производителей оборудования российскими специалистами было принято решение вести работы двумя комплексами <навстречу друг другу> с последующей стыковкой под глубоководной частью пролива. Такой способ бурения скважины у нас в стране применялся впервые. Подобную технологию опробовали в Германии при сооружении перехода через Эльбу, но по сложности он уступает дальневосточному, поскольку выполнялся на равнинной местности и в подходящих для метода ГНБ грунтах.

К рекордной длине скважины — две нитки протяженностью шесть километров — стоит прибавить непростую геологию, большие перепады высот — до 160 метров, а также жесткие сроки строительства, несмотря на то что буровики, по сути, выступали в этом деле первопроходцами.

Стоит также учесть, что Владивосток, готовясь к саммиту АТЭС, представлял собой большую стройку, на которой одновременно возводились десятки объектов, и на своих площадках газовики постоянно сталкивались со строителями, сооружающими кабельные трассы, водоводы, теплотрассы, дороги, и каждый раз им приходилось координировать свои действия, что тоже отнимало немало времени.

Без права на ошибку

«Это уникальный проект, который бьет все рекорды, и сравнить его можно разве что со стыковкой в космосе — вот что лично для меня значит работа на этом объекте», — не без гордости говорит представитель подрядной организации ООО ИПСК «НГС-Темпобур» Алексей Кутепов, занятый на одном из ключевых участков строительства перехода — на мысе Назимова.

Именно отсюда, с материка, в течение двух дней осуществлялось руководство самой ответственной, заключительной операцией — протаскиванием газопровода в скважину.

После того как в августе мы выполнили вторую пилотную скважину длиной в 2773 метра, нам потребовалось точно состыковать две буровые колонны, которые шли навстречу друг другу», — рассказывают строители. И вот заключительный этап: скважина подготовлена к протаскиванию футляра газопровода. Они очень надеялись, что все пройдет без остановки, хотя на такой длине возможно всякое, вплоть до обрушения ствола скважины, но обошлось.

По своей конструкции переход представляет собой «трубу в трубе». Для того чтобы не нарушить изоляцию (все-таки скважина была проложена в каменистых грунтах), рабочий газопровод диаметром 273 мм необходимо было расположить в защитном 426-миллиметровом кожухе. К началу этого процесса на площадке о. Русский было подготовлено четыре плети труб по 1,5 километра каждая (обе пары плетей по мере их продвижения в скважину необходимо было состыковать, выполнив так называемый гарантийный стык). Предварительно трубы устанавливали на специальные роликовые опоры, которые способствовали их продвижению в скважину. Процесс шел круглосуточно, две бригады по 30 человек, сменяя друг друга, работали по 12 часов. По мере продвижения дюкера на противоположном берегу — мысе Назимова — 9-метровые буровые трубы со средней скоростью примерно 100 метров в час одна за другой выходили из скважины, скручивались с колонны, укладывались на машины и вывозились с площадки.

«Нам удалось на полтора месяца сократить сроки работ за счет того, что мы изменили технологию расширения скважины и применили метод протаскивания трубы „на себя“, со стороны острова Русский на мыс Назимова, — говорит главный специалист ОАО „Спецгазремстрой“ Владимир Лебедев, курирующий строящийся объект. — Буровая машина на мысе Назимова отрабатывала „на себя“ тягой и вращением, а машина на острове Русский помогала вращением и обеспечивала подачу в скважину бурового раствора, приготовленного на морской воде». Добившись циркуляции раствора с выносом бурового шлама на обоих берегах, строители получили возможность стопроцентно контролировать процесс расширения скважины. Была исключена аварийность, увеличена скорость проходки бурового инструмента, да и сами нагрузки в процессе протаскивания удалось снизить в два раза против расчетного, поскольку получился практически микротоннель. Уже поздним вечером 13 апреля уникальная операция, итог которой получили возможность увидеть все желающие, была успешно завершена.

«К этому событию мы шли долгих два с половиной года: в 2009 году ОАО „Спецгазремстрой“ — генеральный подрядчик этого объекта — с началом работ открыло во Владивостоке свое представительство, — отметил генеральный директор Сергей Гараев. — С гордостью можно сказать о том, что мы уложились в установленные заказчиком — ОАО „Газпром газораспределение“ — сроки и внесли свой весомый вклад в подготовку края к саммиту АТЭС-2012». Сегодня к новому газопроводу поэтапно подключаются котлы четырех мини-ТЭЦ, а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые прежде работали на угле и дизтопливе. Уникальному острову, славному прежде своей неприступной Владивостокской крепостью, дан шанс на возрождение.