Поток из коридора
Поток из коридора
11.12.2013 / «Аргументы и Факты»

Как строится самая мощная в мире компрессорная станция

Евросоюз шлёт угрозы о несоответствии общеевропейскому законодательству договорённостей России с отдельными государствами о строительстве «Южного потока». А строительство тем не менее продолжается в полном соответствии с графиком.

Начать установку!

Вокруг перемешанная техникой мокрая земля. Посреди этого месива бетонная площадка сложной геометрии. Она и есть фундамент для агрегатов компрессорной станции (КС) «Русская», которая по завершении строительства (к 2017 году) будет самой мощной в мире.

На прошлой неделе на приготовленный бетонный фундамент здесь установили первый газоперекачивающий агрегат (ГПА) под торжественные речи и аплодисменты участников церемонии. А всего-то год назад в присутствии российского президента варили первый стык.

«Он был сварен практически на пустом месте, — вспоминает Михаил Левченков, генеральный директор „Газпром инвеста“. — И вот теперь, через год, мы начинаем монтаж первого газоперекачивающего агрегата. Всё по графику — а значит, есть все предпосылки к тому, что станция будет сдана в установленные сроки».

Самого агрегата, правда, никто не увидел — он находится в защитном кожухе. Но на фото, показанных Алексеем Ивановым, представителем питерской компании «РЭП холдинг» (изготовителя), хорошо была видна турбина ГПА-32 «Ладога». А из его рассказа следовало, что агрегат российского производства имеет мощность 32 МВт и очень высокий, по мировым меркам, КПД — 36%.

Команду «Начать установку!» дал начальник краснодарского территориального производственно-строительного управления компании «Стройгазмонтаж» (которая и ведёт строительство) Николай ЕНА. И тогда кран поднял «домик» (именно так выглядит агрегат в кожухе), перемещая на приготовленную под него часть бетонной площадки.

«Сегодня устанавливаем первый, а вон ещё стоят — их установим буквально в ближайшие дни», — руководитель строительства КС «Русская» Владимир Горшков показывает рукой в сторону двух других «домиков», которые пока ещё покоятся на грузовиках.

Всего же здесь разместят 14 таких агрегатов. Их общая мощность (448 МВт) позволит создать в трубе такое давление, чтобы без дополнительных технических средств транспортировать газ на 900 км. Ежегодно таким образом будут перекачивать 63 млрд куб. м голубого топлива, «закрывая» приличную долю потребности Европы (она, по прогнозам экспертов, к 2020 году достигнет 80 млрд куб. м, а к 2030 году — 140 млрд куб. м).

Масштабы и решения

Масштабы строительства впечатляют, когда окидываешь взглядом с высоты строительные площадки на территории будущей станции — огромные выровненные территории (площадь станции — 40 га). А ещё в начале года вместо них возвышались вершины холмов.

И это лишь часть строительства, которое ведёт Группа компаний СГМ для стратегического российского проекта. Кроме «Русской» она строит ещё одну компрессорную станцию — «Кореновская», а также газоизмерительную станцию «Сохрановка» и более 700 километров газопровода по «Южному коридору». Уже сдана в эксплуатацию компрессорная станция «Кубанская».

«Наши компании строят участки газопровода, проходящие по территории Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края, — поясняет Руслан Горюхин, генеральный директор ООО „Стройгазмонтаж“. — Из 421 км линейной части трубопровода, относящейся к первому этапу строительства „Западного маршрута“ „Южного коридора“, сварено „в нитку“ 400 км, из них 216 км уже испытываются. Это отличные результаты».

В проекте участвуют практически все предприятия Группы, в том числе и производители оборудования. Так, «Волгограднефтемаш» поставит адсорберы для КС «Казачья» — это уникальные аппараты весом более 180 т каждый.

Обычно информация о строительстве таких объектов укладывается в короткие сообщения: «установлено», «проложено», «пущено в эксплуатацию». За кадром остаётся не только тяжёлый труд строителей (живущих и работающих, как правило, «в чистом поле»), но и уникальные инженерные решения, организация спецопераций по доставке тяжеловесного и крупногабаритного оборудования.

Так, агрегаты на «Русскую» из Санкт-Петербурга везли сначала по воде, а из порта — автодорогами, с сопровождением ГИБДД и ночью, чтобы машины со столь объёмными грузами могли свободно передвигаться. Логистика тоже была непростой, поскольку требовалось найти такие пути, где не было бы мостов, под которыми грузы попросту не пройдут.

С чернозёмом — бережно

С другой стороны, когда начинаешь вникать в детали грандиозных технических проектов, понимаешь, что времена изменились. Раньше перед производственниками и строителями стояла одна задача — найти технические и инженерные решения, чтобы сделать то, что ещё никто не делал. Теперь же эта задача имеет расширение — сделать так, чтобы не нанести ущерба окружающей среде.


Справка

Морской участок газопровода «Южный поток» пройдёт по дну Чёрного моря — от компрессорной станции «Русская» до побережья Болгарии. Сухопутный участок протяжённостью 1455 км — по территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Конечная точка — газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. Отводы от основного маршрута построят в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины). В Болгарии и Сербии строительство уже началось. Как планируется, первый газ будет передан в конце 2015 года, а на проектную мощность газопровод выйдет к 2018 году.

Она расположена у Чёрного моря, близ Анапы, и станет завершающим пунктом «Южного коридора» — трубопровода, пролегающего через восемь регионов страны. Одновременно — отправной точкой «Южного потока», который доставит российский газ по дну Чёрного моря в Южную и Центральную Европу.


Кстати

Сегодня самая мощная компрессорная станция в мире — это КС «Портовая», расположенная в одноимённой бухте в районе Выборга Ленинградской области. Она обеспечивает транспортировку газа по «Северному потоку». Суммарная мощность этой станции — 366 МВт, а расстояние транспортировки — свыше 1200 км.

Рассказывая о технических характеристиках агрегатов, устанавливаемых под Анапой, Алексей Иванов тут же добавляет, что при их высоком КПД выбросы оксида азота в атмосферу минимальные, а шумовые характеристики низкие.

В конце выровненной площадки, у склона ближайшей горы, возвышается террикон из чернозёма. Строители сняли плодородный слой почвы в начале строительства, чтобы по окончании вновь уложить и не внести дисбаланс в сложившуюся здесь экосистему. Тем более что вокруг виноградники.

Вообще, достаточно много участков газопровода приходится прокладывать по землям сельхозназначения. И везде к плодородному грунту относятся столь же бережно. До начала основных работ его снимают и возвращают на прежнее место уже после укладки труб в траншеи.

В Краснодарском крае около 65 км трассы пройдёт по рисовым чекам — это вообще экстраординарно. Чтобы тяжёлая строительная техника не нанесла вреда структуре рисового поля, поверху плодородного слоя укладывают специальные понтоны — панели из полимерных композиционных материалов.

А при сооружении трубопроводов под дном рек активно используется технология микротоннелирования и наклонно-направленного бурения. То есть никаких траншей не роют, а запускают под землю специальный бур со встроенным локатором — всё, что видит, он передаёт оператору, который и управляет положением бура под землёй. Ну, а грунт смешивается со специальной жидкостью и по очистной системе выходит на поверхность.

По мере продвижения бура сооружается тоннель из железобетонных труб. Затем в него укладывается трубопровод. Конструкция труб рассчитана на комбинацию максимальных нагрузок от давления грунта и непроницаема для воды.

Таким образом удаётся избежать какого-либо вмешательства в экосистему. Остаются в покое рыбы, которые могут даже нереститься во время строительных работ, не тревожатся и представители разнообразной наземной фауны, сохраняется растительность. Для уникальных южных степей, рек и озёр, а также нашего Черноморского побережья это, конечно, очень важно.