Проект государственного значения
Проект государственного значения
06.09.2011 / «Российская бизнес-газета»

На вопросы о реализации одного из крупнейших проектов на Дальнем Востоке страны — строительстве магистрального газо провода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» отвечает Руслан Горюхин, генеральный директор ООО «Стройгазмонтаж».

— В последнее время пристальное внимание представителей государственной власти и общественности обращено на Дальний Восток. Здесь все готово к вводу в эксплуатацию магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Руслан Евгеньевич, расскажите нашим читателям о роли компании в этом процессе.

— В 2007 году своим приказом Министерство промышленности и энергетики РФ утвердило «Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газо снабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран АТР», которую сокращенно принято называть Восточной газовой программой. Документ охватывает все аспекты освоения недр от развития ресурсной базы до подключения к природному газу конечных потребителей. Реализация этих планов — большая и серьезная задача, выполнимая только на государственном уровне. Судите сами: огромная территория с низкой плотностью населения, а значит, удаленность потребителей от источников газа, сложные климатические и геологические условия. Все эти факторы предопределили комплексный подход к вопросам газификации Дальнего Востока, уровень которой до сих пор в этом регионе самый низкий в стране. В этой связи создание газотранспортной системы (ГТС) «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» приобретает особое значение и переводит проект в разряд стратегических. Поэтому и для нас, строителей, успешное его выполнение стало задачей государственной важности.

Протяженность первого пускового комплекса «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» составит 1350 км, производительность — 6 млрд м³ газа в год. Он должен обеспечить газом Сахалин, Приморский и Хабаровский края, Еврейскую АО, а также объекты саммита АТЭС 2012 года. Основной ресурсной базой для ГТС станет газ проекта «Сахалин-3». ООО «Стройгазмонтаж» является генеральным подрядчиком строительства головной компрессорной станции на острове Сахалин и четырех участков магистрального газопровода общей протяженностью порядка 540 км, в том числе газопровод-отвод к газораспределительной станции (ГРС) города Владивостока. Кроме того, в зону нашей ответственности входит сооружение межпоселкового газопровода от ГРС города Владивостока на остров Русский с отводом на ТЭЦ-2 города Владивостока, включая переход под проливом Босфор Восточный. Эти работы выполняет ОАО «Спецгазремстрой», входящее в одну группу с ООО «СГМ».

— С какими особенностями вы столкнулись, работая на Дальнем Востоке?

— Это новый для нас регион. Сложности возникали из-за географических и геологических особенностей острова Сахалин и материковых районов, где ООО «Стройгазмонтаж» вело строительство газопровода. Во-первых, удаленность от Большой земли потребовала особого подхода к решению задачи доставки грузов. Во-вторых, трасса газопровода проходит по сложному и многообразному рельефу. Газопровод берет начало в сейсмоопасных районах северного побережья острова Сахалин, где сила подземных толчков может достигать 9 баллов. Затем в Хабаровском крае он проходит в скальных грунтах, а в Приморье пересекает горы. На пути газопровода встречаются заболоченные долины и реки. Нам пришлось преодолеть порядка 340 речек и ручьев различной ширины. В-третьих, повышенная сейсмическая активность на Сахалине и наличие активных тектонических разломов по маршруту газопровода потребовало применения нестандартных технологических решений и материалов. Кроме того, технология строительства в скальных грунтах и в горной местности значительно отличается от традиционной. Все это заставило нас весьма серьезно подойти к организации работ на Дальнем Востоке. К строительству газопровода мы приступили в 2009 году и сразу начали активную мобилизацию техники и людей, подготовку материально-технической базы. В общей сложности на строительстве было задействовано свыше 3000 специалистов и рабочих, более 1000 единиц тяжелой техники, в том числе специализированные автоматические сварочные комплексы. Строительно-монтажные работы мы завершили. Трасса газопровода на наших участках готова для приема газа.

— Известно, что экологи часто упрекают строителей в нарушении природной среды. Как вам удалось избежать подобных нападок?

— Дальний Восток — уникальный край, самый восточный предел страны. До сих пор в некоторых местах природа здесь осталась первозданной. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что строительство таких сложных объектов, как магистральный газопровод, отражается на окружающей среде, и в то же время осознаем ответственность за сохранение природного мира этого удивительного края. И это тоже для нас задача государственного масштаба.

Особое внимание мы уделяли сохранению рыбных ресурсов региона. Чтобы исключить негативное воздействие на нерест рыб, большинство рек, встречавшихся на пути газопровода, мы пересекали методом наклонно-направленного бурения (ННБ).

В Хабаровском крае строительство осложнялось также тем, что трасса газопровода частично проходит по территории заказника «Бобровый». Протяженность этого участка составила всего несколько километров, но здесь нам пришлось преодолеть одну из крупных рек края — Обор. Основную и резервную нитки под руслом Обора мы проложили методом ННБ еще в прошлом году. На территории заказника строго лимитированы границы участка, где допускается проводить строительные работы, запрещен сброс и захоронение отходов. Помимо этого приходилось учитывать и другие особенности, например, периоды гнездования птиц и маршруты миграции животных. Все эти меры, безусловно, позволили свести к минимуму негативное воздействие на экосистему. Уверен, что строительство газопровода не нанесло урон природе Дальнего Востока.