Сахалинский газ приходит во Владивосток
Сахалинский газ приходит во Владивосток
05.09.2011 / «Комсомольская правда»

На Дальнем Востоке все готово к вводу в эксплуатацию магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». За две недели до этого события наш корреспондент побывал на его ключевых объектах. Вокруг одна большая стройка.

Это ощущение возникает уже по дороге из аэропорта во Владивосток: по обеим сторонам — бульдозеры, самосвалы, асфальтоукладчики, сотни дорожных рабочих. Реконструируют старое полотно и прокладывают новое.

Дорогу должны сдать к саммиту АТЭС, который состоится в столице Приморья в сентябре следующего года. До города — всего 50 километров, но из-за пробок добираться пришлось полтора часа. Пробки на трассе сменяются пробками в городе — все улицы разрыты. Кажется, что улично-дорожную сеть Владивостока решили проложить заново.

— Два года уже так живем, ездить невозможно ни днем, ни ночью, — делится наболевшим водитель Юра. Для него, как и для большинства местных водил, пробки — первая тема, с которой начинается знакомство с пассажиром. Водители, как известно, всегда в курсе всех событий.

У нас город углем отапливается — две ТЭЦ жару и копоти дают, мало не покажется. Да вон, посмотри, как раз район бухты Тихая накрывает. Сейчас лето, а зимой в некоторые дни вообще дышать невозможно. Один котел за час даже не в полную нагрузку полвагона угля сжирает. Обещают к отопительному сезону котельные частично на газ перевести — на ТЭЦ-2 два котла уже переоборудованы.

Действительно, в этом году планируется перевести на природный газ шесть котлов электростанции, а выбросы золы сократятся в два раза, что значительно улучшит экологическую обстановку во Владивостоке. До 2013 года на голубое топливо будут переведены все 14 котлов.

От острова до острова

Этим летом жителей Владивостока волновал помимо прочих еще один насущный вопрос: что, если ТЭЦ перестроят, а газ до зимы подвести не успеют? Слишком много было сплетен и домыслов в местной прессе, подливающей масла в огонь общественного мнения. Поступающее во Владивосток топливо должно проходить через газораспределительную станцию (ГРС), расположенную неподалеку. Здесь газ высокого давления, подаваемый по магистральному газопроводу «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», преобразовывается в газ низкого давления и подается на ТЭЦ.

Хорошо укатанная грунтовка тянется до самой ГРС. На въезде каждого приезжающего встречает информационный щит, извещающий, что генеральным подрядчиком строительства является компания «Стройгазмонтаж». На этом же щите — обновляемая информация о количестве дней, оставшихся до ввода в эксплуатацию газопровода и связанных с ним объектов (в день моего приезда там стояло число 15). На самой станции пока нет ни ворот, ни забора — только немногочисленная охрана следит за периметром. Рабочих тоже немного — здесь только те, кто занят пусконаладочными работами. И, конечно же, присутствует начальство — чем ближе срок сдачи объекта, тем чаще оно наведывается с инспекцией. Некоторые и вовсе чуть ли не круглосуточно на объектах — не время сидеть в кабинете.

На ГРС первый вопрос я задал заместителю генерального директора «Стройгазмонтажа» Владимиру Белякову: реальный ли срок написан на стенде?

— Через 15 дней здесь уже будет газ, — ответил он. — Все оборудование полностью смонтировано, осталось его протестировать. Ну и символический газпромовский факел на площадке установить, чтобы в торжественной обстановке зажечь сахалинский газ. Вон, видите, этот факел в подсобке стоит?

На этом работа строителей здесь не закончится: вторым этапом станет обустройство территории газораспределительной станции. Пока же главное — вовремя обеспечить подачу газа. А этому постоянно мешали не зависящие от строителей обстоятельства. Как признался инженер-проектировщик Андрей Федотов, даже площадку под объект найти удалось с трудом — кругом сопки, высоковольтные линии, военные объекты: В общем, сели на площадку буквально впритык.

Были проблемы и с прокладкой газопровода. В самом начале, когда сроки его ввода в эксплуатацию уже были утверждены, а специалисты «Стройгазмонтажа» приступили к работе, выяснилось, что проект придется корректировать. Все потому, что часть пути газовой трубы пролегала по территории Министерства обороны. Сделали перетрассировку на отрезке в 50 километров. Казалось бы, совсем немного, но какие это оказались километры! Сплошные сопки-косогоры, с уклоном до 51 градуса. Чтобы техника могла завезти на верхотуру оборудование и трубу, приходилось срезать склоны, формируя более пологие подъездные пути. Объем срезки составил 2,2 миллиона кубометров грунта. Плюс к этому — буровзрывные работы: значительная часть трассы газопровода проходила в скальных породах и через восемь активных тектонических разломов.

— Поэтому требовалась очень серьезная инженерная подготовка к строительству. Чтобы проложить газопровод через разломы, пришлось завозить 32 тысячи кубометров различных материалов, чтобы засыпать трубу, — рассказывает Владимир Беляков. — Каждый этап строительства требовал колоссального труда. Впрочем, у нашей компании накоплен богатый опыт работы в разных, доходящих до экстремальных условиях. Поэтому здесь нам не пришлось изобретать какие-тоноу-хау. Хотя каждый новый газопровод — новый по-своему. Нашим главным противником было время.

С ним, как выяснилось, справиться удалось — сроки завершения строительства сдвинуты не были. Газ с одного острова — Сахалина — пришел по новому газопроводу через ГРС во Владивосток и дальше на другой остров — Русский, где в следующем году состоится Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества.

У Приморья нет плохой погоды: «Краснодарцы — молодцы, одна из лучших наших бригад», — сказали мне в штабе строительства. Бригада под руководством Михаила Попова приехала на свой объект всего полтора месяца назад. Тогда здесь была лишь лесная просека да поляна, на которой рабочим предстояло сварить-смонтировать крановый узел газопровода.

На пикет 602–603, как называется эта точка на карте газовиков, я приехал как раз вовремя — сварщик Игорь Каратюк доваривал последний шов на стыке магистральных труб. Закончил, снял маску, перчатки, бригадир для порядка проверил — все нормально, работа закончена, парням можно собираться домой. Время поговорить.

«Краснодарцами» бригаду Попова называют из-за приписки — парни работают в «Краснодаргазстрое», одной из компаний, входящих в состав холдинга «Стройгазмонтаж». Сами из Волгодонска, где их с нетерпением ждут семьи.

— Как вы думаете, почему ваша бригада лучшей считается? — спрашиваю.

— Наверное, потому, что мы никогда не меняем состав — на всех объектах только вместе, — отвечает Михаил. — Вот с Игорем, например, я больше десяти лет работаю, от Калининграда до Дальнего Востока объекты строили. В бригаде десять человек, и никому повторять-разжевывать ничего не надо. Коллектив слаженный: посмотрел сварщик на слесаря — и слесарь уже по взгляду понимает, что надо делать.

— У вас вахта — почти два месяца. Вдали от дома, от семьи. Как жены к такой работе относятся?

— С пониманием, что кормить семью кому-то надо, — отвечает Игорь. — Можно, конечно, было бы и дома на шабашках работать. А смысл бегать, когда здесь нормальная зарплата, стабильность и полностью социалка обеспечивается? Пока будешь искать, выгадывать, где лучше, больше времени и денег потеряешь. А здесь мы закончили объект — и домой на целый месяц.

— Как это время проведете?

— С семьей, конечно. Съездим в Лазаревское на море. Потом — на рыбалку на Цимлянское водохранилище. Мы сюда тоже удочки привезли, только времени не было… Ну и по хозяйству надо будет много чего сделать — осень, урожай, заготовки.

— Чем эта вахта от предыдущих отличается?

— Погода здесь непредсказуемая. Если дождь пошел — может идти несколько дней. Влажность как в тропиках: ложишься спать в отсыревшую постель. Ну и работаешь как будто в духовке. В общем, главное, чтобы палатка над головой была. А так разницы нет — траншея и траншея.

— Знаете, где следующая вахта будет? — спрашиваю бригадира.

— Да, уже получили информацию: поедем под Вологду компрессорную станцию строить.

В начале большого пути

Участок газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», проходящий по территории острова от головной компрессорной станции до пролива Невельского, составляет 128 километров. Станция построена в 80 километрах к северу от Ногликов, городка с 10-тысячным населением. По сравнению с приморским отрезком газопровода, здесь — относительная равнина. Чтобы немного представить особенности этих мест, достаточно повторить маршрут грузов, доставлявшихся с материка в порт Южно-Сахалинска для строительства компрессорной станции и газопровода.

Из Южно-Сахалинска поезд отправляется вечером и едет до конечной станции Ноглики 14 часов, из одной климатической зоны в другую. Сначала за окном купе проплывают густые смешанные леса, заросли исполинского белокопытника, лопух которого в диаметре достигает полутора метров. Он — единственное, что отличает здешний ландшафт от природы средней полосы европейской части России.

Чем ближе к конечной станции, тем реже лес, тоньше деревья, обильнее болота. Сейчас добраться из Ногликов до северных территорий можно только на автомобиле. Когда-то построенная в начале 50-х годов узкоколейка соединяла Ноглики и самый северный город Сахалина — порт Оха. Но она прекратила свое существование, и сейчас о том, что в этих местах когда-то ходили поезда, напоминают лишь остовы мостов, перекинутых через многочисленные речушки…

А федеральная автодорога — всего лишь название. Короткие участки ее заасфальтированы при въезде в населенные пункты и выезде из них. Дальше — сотни километров «коктейля» из глины, песка, щебня и гравия. Комфорт в пути зависит от погоды. Если нет дождя — значит, придется глотать пыль. Если прошел обильный дождь — значит, на дороге кисель, в котором даже полноприводный внедорожник мотает из стороны в сторону. То кочки, то ямки: И дорожные знаки: «ограничение скорости», «неровности дороги». Судя по всему, у того, кто распорядился их установить, с чувством юмора все в порядке.

Нам с руководителем сахалинской части проекта Анатолием Десятовым повезло: всю дорогу до головной компрессорной станции (ГКС «Сахалин») небо источало не дождь, а морось, поэтому ни пыль глотать, ни по киселю скользить нам не пришлось. И на некоторых, пусть и коротких участках мы разгонялись аж до сотни! Хотя по большей части ехали где 60, где 40, а где и все 20.

— Когда составлялся проект организации строительства, где-то там, в Москве, посмотрели: раз дорога федеральная, значит, средняя скорость для грузовиков должна быть 60 километров в час, — рассказывает Анатолий Дмитриевич. — Вот мы сейчас больше десяти фур бодро обогнали на шестидесяти — с какой тогда скоростью они ехали?.

Да, здесь, на Сахалине, как, наверное, нигде, есть повод вспомнить про одну из российских бед. Скоро вспоминать не придется: до 2016 года трассу Ноглики — Оха должны заасфальтировать. Уже начали катать асфальт с двух сторон навстречу друг другу из Охи и Ногликов. Ощущение полета, правда, длится недолго — дорожники сделали пока 4 километра. Еще один «скоростной» 7-километровый участок проложил уже «Стройгазмонтаж» — от трассы до компрессорной станции. Сейчас это выложенная из бетонных плит времянка, но в следующем году здесь появится полноценный асфальт.

— В эту зиму у нас выпала девятикратная норма осадков. Я на МАЗе несколько раз залезал — бульдозером вытаскивали, — рассказывает водитель Владимир Михайлович. — Зимой сугробы двухметровые были — двое суток стояли, пока дорогу чистили. Весной половодье, дороги не видно — сплошная вода. Тоже стояли.

Чтобы не прерывать строительство, полтора километра труб пришлось завозить на трассу вертолетом. Один рейс — две трубы по 10 метров. Можно, конечно, представить, сколько ушло на эту транспортировку денег. Но просчитали и от обратного: если бы ждали у Охотского моря погоды, отставание строительства составило бы три месяца. А это уже совсем другие деньги.

Поэтому строительство компрессорной станции и газопровода шло строго по графику. В день моего приезда на газопроводе готовились к испытаниям: на ближайший к станции крановый узел Владимир Михайлович привез компрессор для продувки трубы и испытания ее давлением. А на ГКС несколько бригад приступили к благоустройству ее территории. Практически все — вахтовики с материка. А работают ли в «Стройгазмонтаже» коренные сахалинцы? Я решил проверить правдивость расхожего мнения о том, что местные если не пьют водку, то ловят рыбу, чтобы продать ее и купить водку. Мнение оказалось ошибочным.

Есть газ — будет и работа

— Нормальный мужик работу на Сахалине найдет, — рассказывает звеньевой бригады плотников Виктор Дондуков из Южно-Сахалинска. — И не какую-нибудь, а хорошо оплачиваемую. Тут же сейчас и нефтянка, и газ — рабочие руки нужны. Как здесь, например. У меня 50 тысяч выходит, и по сахалинским меркам это неплохой заработок. Хотя я знаю многих моего возраста, кто гораздо больше меня здесь зарабатывает. Почему я приехал сюда? Не думаю, что из-за денег. Многие мои друзья работают на частных заказах — гаражи, бани, дома. Может, и больше имеют, но это не мой путь — там выполнил заказ и забыл, а здесь видишь: что-то реальное остается, сделанное твоими руками. И появляется гордость, что ли, что ты участвовал в большом проекте. Это, наверное, у каждого строителя такое чувство возникает. Надеюсь, что еще поучаствую в газпромовских проектах.

Ну, а «Стройгазмонтаж», завершив проект, с Сахалина не уходит. В апреле компания победила в открытом конкурсе «Газпрома», став генподрядчиком строительства магистрального газопровода от Киринского газоконденсатного месторождения до головной компрессорной станции.

Специалисты СГМ уже завершили подготовку к строительству: перебазировали на новое место технику, обустроили жилой комплекс для вахтовиков, оборудовали вертолетную площадку.

Сейчас специализированная техника расчищает лесополосу на месте будущего строительства. В ближайшее время число специалистов, занятых на строительстве новой трассы, увеличится со 170 до 450 человек. Новый газопровод должен быть сдан в эксплуатацию весной следующего года.

Энергия побед

Первый крупный проект компании «Стройгазмонтаж» — газопровод Грязовец — Выборг. В 2008–2009 годах этот проект дополнили еще несколько. Во второй половине 2008 г. компания выиграла 10 тендеров, в 2009 г. — 17, а в 2010 г. — более 40. Среди наиболее значимых — газопроводы Починки — Грязовец (ввод в эксплуатацию — 2011 г.), Джубга — Лазаревское — Сочи (сдан в июне этого года), Ухта — Торжок (сдача в 2012 г.), вторая нитка газопровода Грязовец — Выборг, «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» и БТК Киринское — ГКС «Сахалин».

В планах компании — участие в тендере, связанном с Южным потоком.

Азиаты нам помогут

Стоило ли строить газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток»? Этот вопрос часто задают те, кто считает, что не надо было вкладывать огромные деньги в проект газификации Приморья.

Но дело в том, что газовый поток не остановится. Для России очень привлекателен азиатский рынок: в год здесь потребляется около 500 млрд м³ газа (только Китай и Япония по 90 млрд м³ в год).

Обеспечить экспорт и поможет газотранспортная система «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», основной ресурсной базой которой являются месторождения шельфа Сахалина. Полное развитие системы обеспечит транспортировку газа порядка 35–37 млрд м³ в год.