Два года назад состояние газопровода «Чусовой-Березники-Соликамск» (ЧБС), построенного еще в 80-е годы прошлого века, было признано неудовлетворительным. Из-за высокой степени изношенности газопровода мощность его упала с 5,4 МПа до 2 МПа, в итоге настал дефицит газа. На правительственном уровне решили: провести реконструкцию действующего газопровода.
Заказчиком работ стал
Строительство ведется вдали от населенных пунктов и, чтоб туда добраться, нам приходится ехать через небольшой поселок Нагорный, и от него еще спускаться вниз на несколько километров по бездорожью. По пути нас предупреждают: мы едем в охраняемую зону, пускают сюда строго по пропускам и исключительно тех, кто прошел инструктаж по технике безопасности. Строгие требования к посетителям связаны с тем, что строящийся газопровод признан одним из самых значимых объектов в крае и в стране.
Однако мы все ближе и ближе к объекту, но нет ни шлагбаума или КПП, где надо предъявлять документы. На наш вопрос об охране значимого объекта руководитель проекта
Мы заезжаем на стройку с южной стороны. Перед нами — изрытое экскаваторами поле с валами снега и земли, а борозды и траншеи, вырытые для укладки труб, уходят далеко под землю. По краям траншей ровненькой черной вереницей, слегка припорошенной снегом, сложены огромные трубы. Людей за валами и трубами даже не видно, а работающие вдалеке бульдозеры и экскаваторы отсюда кажутся игрушечными.
Из разговора с начальником выясняется, что — несмотря на первоначальную суровость (охраняемый объект!) и строгость, нас тут ждали и даже подготовили специальный маршрутный лист экскурсии. Экскурсоводом на «трассе» (так тут называют территорию стройки — прим. Автора) выступает сам Владимир Рудольфович Роготнев. С новой должностью он справляется неплохо: доброжелателен, компетентен и любопытен. Много спрашивает о Березниках: ведь уже в следующем году газовики пойдут через шахтные поля прямо к нам.
— Вон там! Видите траншеи? Они уже готовы под газопровод, — мы остановились у первого объекта, и
Учитывая, что строится новая нитка газопровода в одном «коридоре» с действующей, разработка траншей здесь — почти ювелирная работа.
— Не только разработка траншеи, — строго поправляет меня Роготнев. — Траншею вырыть мало, надо потом выровнять ее дно, сделать песчаную «подушку». А пока эти работы ведутся, стыки смонтированных труб после сварки зачищаются, нагреваются и с помощью специального покрытия защищаются от коррозии.
Сегодня нам, можно сказать, повезло: мы застаем один из самых важных и сложных этапов стройки — испытание дюкера, который потом будут протаскивать через реку Косьву.
До этого газовиками были пройдены Чусовая и Усьва.
— Самая коварная из всех уральских рек — Усьва, — считает Владимир Рогатнев. — Дно у нее непредсказуемое, могут встретиться пороги. Не первый раз по ней иду и каждый раз с большой осторожностью.
Косьва по сравнению с этими двумя реками чуть уже и ровнее, что вроде бы делает работу проще, но… У Косьвы обрывистый берег, образовавшийся
Газопровод проходит через шахтные поля, скалы и болота. В ходе работ им уже приходилось сталкиваться и с грунтами высокой прочности, и с обводненными участками, для которых пришлось прокладывать лежневые дороги, чтобы преодолеть природные сложности, а в районе шахтных полей надо будет увеличивать толщину стенки трубопровода.
У реки полным ходом ведется подготовка к укладыванию трубы. Сначала через Косьву положат своеобразный переход из труб, мостик, с которого экскаватор разработает дно реки. И когда оно будет готово, трубы уложат в траншею и состыкуют с береговыми.
Погодные условия для прокладки газопровода, казалось бы, сегодня не самые благоприятные. Двадцатиградусный мороз с ветром, руки немеют от холода. Каково же в таких условиях работается? Оказывается, строителям уральский весенний мороз только в помощь: техника не вязнет в снегу и транспорт лучше идет. Сложнее придется, когда на Урал придет весна, а с ней — оттепель и распутица.
Последней в маршрутном листе обозначена трубосварочная база, которая находится за
Встречает нас» Сергей Васильевич — худощавый словоохотливый мужчина, готовый ответить на любой наш вопрос. Рассказывает он о производственном процессе со всеми подробностями, а потом переходит к людям — тем, кто непосредственно тянет этот газопровод и работает в любых погодных условиях. Сварщиков своей базы он называет не иначе, как «звездами»:
— Настолько виртуозно и мастерски они работают на своем месте, что ни один проверяющий не подкопается! — с гордостью говорит наш «куратор».
А всего таких мастеров разных специальностей и профилей на реконструкции газопровода задействовано четыре сотни, 40 из них —
— На моей родине одни степи, а тут тайга, скалы, — сравнивает родной Волгоград с нашими местами прораб
Житель Подольска механик Александр Горшков, больше двадцати лет работающий на разных стройках в разных регионах, исколесил полстраны, но в Пермском крае впервые. К командировкам он уже привык, но к ним так и не привыкли его родные. За время работы на стройках три раза женился, две
Новый газопровод идет по ряду небольших поселков и городков, в которых некогда были угольные шахты и производство, а ныне полупустые дома и безработица. Рабочих рук в таких поселках, казалось бы, уже не осталось, но когда стали набирать бригады, удивились, сколько желающих нашлось. Некоторые, не имевшие «корочек», специальностям обучались прямо на месте. Так что новый проект по реконструкции газопровода для этих территорий стал новым не только в плане газообеспечения, но и обеспечения рабочими местами.
В Березниках менять газопровод начнут не раньше следующего года. И когда первая нитка будет запущена, параллельно ей пойдет вторая. Для нашего города этот проект важен для всех: и для действующих предприятий, остро нуждающихся в газе, и для вновь открывающихся предприятий, которым газ понадобится в будущем, и для обычных потребителей. В администрации города уверены, что появление нового газопровода откроет новые возможности для развития