Сектор газа
Сектор газа
15.03.2013 / «Березниковский рабочий»

Два года назад состояние газопровода «Чусовой-Березники-Соликамск» (ЧБС), построенного еще в 80-е годы прошлого века, было признано неудовлетворительным. Из-за высокой степени изношенности газопровода мощность его упала с 5,4 МПа до 2 МПа, в итоге настал дефицит газа. На правительственном уровне решили: провести реконструкцию действующего газопровода.

Заказчиком работ стал ЗАО «Газпром инвест Юг», генподрядчиком — ООО «Стройгазмонтаж» и подрядчиком — ОАО «СУ-2». Два с половиной года отведено, чтобы проложить и запустить две новые нитки газопроводов-отводов по 180 километров каждая. Весь длинный путь поделили на несколько участков по километрам: 0–47, 47–93, 93–131, 131–180. В эксплуатацию сдан уже первый из них.

Понаехали тут!

Строительство ведется вдали от населенных пунктов и, чтоб туда добраться, нам приходится ехать через небольшой поселок Нагорный, и от него еще спускаться вниз на несколько километров по бездорожью. По пути нас предупреждают: мы едем в охраняемую зону, пускают сюда строго по пропускам и исключительно тех, кто прошел инструктаж по технике безопасности. Строгие требования к посетителям связаны с тем, что строящийся газопровод признан одним из самых значимых объектов в крае и в стране.

Однако мы все ближе и ближе к объекту, но нет ни шлагбаума или КПП, где надо предъявлять документы. На наш вопрос об охране значимого объекта руководитель проекта ООО «СГМ» Владимир Роготнев, здоровый и строгий мужик, прибывший сюда из Ижевска, объясняет, что здесь и без этого постороннего быстро вычислят и выдворят.

Мы заезжаем на стройку с южной стороны. Перед нами — изрытое экскаваторами поле с валами снега и земли, а борозды и траншеи, вырытые для укладки труб, уходят далеко под землю. По краям траншей ровненькой черной вереницей, слегка припорошенной снегом, сложены огромные трубы. Людей за валами и трубами даже не видно, а работающие вдалеке бульдозеры и экскаваторы отсюда кажутся игрушечными.

Из разговора с начальником выясняется, что — несмотря на первоначальную суровость (охраняемый объект!) и строгость, нас тут ждали и даже подготовили специальный маршрутный лист экскурсии. Экскурсоводом на «трассе» (так тут называют территорию стройки — прим. Автора) выступает сам Владимир Рудольфович Роготнев. С новой должностью он справляется неплохо: доброжелателен, компетентен и любопытен. Много спрашивает о Березниках: ведь уже в следующем году газовики пойдут через шахтные поля прямо к нам.

— Вон там! Видите траншеи? Они уже готовы под газопровод, — мы остановились у первого объекта, и начальник-богатырь вводит нас в курс дела.

Учитывая, что строится новая нитка газопровода в одном «коридоре» с действующей, разработка траншей здесь — почти ювелирная работа.

— Не только разработка траншеи, — строго поправляет меня Роготнев. — Траншею вырыть мало, надо потом выровнять ее дно, сделать песчаную «подушку». А пока эти работы ведутся, стыки смонтированных труб после сварки зачищаются, нагреваются и с помощью специального покрытия защищаются от коррозии.

Однажды в студеную зимнюю пору…

Сегодня нам, можно сказать, повезло: мы застаем один из самых важных и сложных этапов стройки — испытание дюкера, который потом будут протаскивать через реку Косьву.

До этого газовиками были пройдены Чусовая и Усьва.

— Самая коварная из всех уральских рек — Усьва, — считает Владимир Рогатнев. — Дно у нее непредсказуемое, могут встретиться пороги. Не первый раз по ней иду и каждый раз с большой осторожностью.

Косьва по сравнению с этими двумя реками чуть уже и ровнее, что вроде бы делает работу проще, но… У Косьвы обрывистый берег, образовавшийся из-за отвесной скалы, и газовикам приходится проходить прямо через него. Сложно работать в данной ситуации не только технике, которую приходится прицеплять (якорить) друг к дружке, и тянуть из оврага наверх, но и людям. По словам геодезиста Алексея Гусева, готовившего топографическую и исполнительную съемку нашей местности, ландшафт тут сложный, пересеченный.

Газопровод проходит через шахтные поля, скалы и болота. В ходе работ им уже приходилось сталкиваться и с грунтами высокой прочности, и с обводненными участками, для которых пришлось прокладывать лежневые дороги, чтобы преодолеть природные сложности, а в районе шахтных полей надо будет увеличивать толщину стенки трубопровода.

У реки полным ходом ведется подготовка к укладыванию трубы. Сначала через Косьву положат своеобразный переход из труб, мостик, с которого экскаватор разработает дно реки. И когда оно будет готово, трубы уложат в траншею и состыкуют с береговыми.

Погодные условия для прокладки газопровода, казалось бы, сегодня не самые благоприятные. Двадцатиградусный мороз с ветром, руки немеют от холода. Каково же в таких условиях работается? Оказывается, строителям уральский весенний мороз только в помощь: техника не вязнет в снегу и транспорт лучше идет. Сложнее придется, когда на Урал придет весна, а с ней — оттепель и распутица.

Трубосварочный перевал

Последней в маршрутном листе обозначена трубосварочная база, которая находится за ОАО «Метафракс», а всего по пути следования газопровода ЧБС их четыре: в Гремячинске, Губахе, Всеволодо-Вильве и Березниках. У этих баз — свои задачи: автоматическая и ручная сварка труб, сварка заготовок и окатушивание линейных крановых узлов, покрытие труб защитной пленкой и многое другое. Такая база является своего рода перевалочным пунктом.

Встречает нас» Сергей Васильевич — худощавый словоохотливый мужчина, готовый ответить на любой наш вопрос. Рассказывает он о производственном процессе со всеми подробностями, а потом переходит к людям — тем, кто непосредственно тянет этот газопровод и работает в любых погодных условиях. Сварщиков своей базы он называет не иначе, как «звездами»:

— Настолько виртуозно и мастерски они работают на своем месте, что ни один проверяющий не подкопается! — с гордостью говорит наш «куратор».

А всего таких мастеров разных специальностей и профилей на реконструкции газопровода задействовано четыре сотни, 40 из них — инженерно-технические работники. Основной костяк — работники компании ОАО «СУ-2», прибывшие сюда отовсюду: Нижний Новгород, Курган, Подольск, Ижевск, Волгоград, Печора… Работают они на этом объекте с августа прошлого года с выходными, изредка уезжают домой. Многие из них в Пермском крае впервые…

— На моей родине одни степи, а тут тайга, скалы, — сравнивает родной Волгоград с нашими местами прораб ОАО «СУ-2» Александр Поливан. — Но впечатляет не только природа, но и люди. Мне много рассказывали о суровых уральцах, их непростом характере. На деле оказалось все не так. Пермяки — добряки!

Житель Подольска механик Александр Горшков, больше двадцати лет работающий на разных стройках в разных регионах, исколесил полстраны, но в Пермском крае впервые. К командировкам он уже привык, но к ним так и не привыкли его родные. За время работы на стройках три раза женился, две экс-жены жаловались, что его постоянно нет дома и не готовы были ждать его из дальних походов. И лишь третья жена не стала жаловаться, а взяла судьбу в свои руки: решила приехать с мужем на стройку, теперь трудится поваром полевой кухни.

Новый газопровод идет по ряду небольших поселков и городков, в которых некогда были угольные шахты и производство, а ныне полупустые дома и безработица. Рабочих рук в таких поселках, казалось бы, уже не осталось, но когда стали набирать бригады, удивились, сколько желающих нашлось. Некоторые, не имевшие «корочек», специальностям обучались прямо на месте. Так что новый проект по реконструкции газопровода для этих территорий стал новым не только в плане газообеспечения, но и обеспечения рабочими местами.

В Березниках менять газопровод начнут не раньше следующего года. И когда первая нитка будет запущена, параллельно ей пойдет вторая. Для нашего города этот проект важен для всех: и для действующих предприятий, остро нуждающихся в газе, и для вновь открывающихся предприятий, которым газ понадобится в будущем, и для обычных потребителей. В администрации города уверены, что появление нового газопровода откроет новые возможности для развития Березниковско-Соликамского промышленного узла, благодаря которому и город, и соседние с ним территории получит новый виток развития.