Строительный контроль вместо технадзора?
Строительный контроль вместо технадзора?
01.12.2010 / «Технадзор»

Одним из приоритетных направлений деятельности генподрядных организаций является обеспечение высокого качества проведения строительно-монтажных работ. Для этого в компаниях создаются службы по контролю качества (СКК).

Выражаясь не очень официальным, но понятным для профессионала языком, сотрудники подобных служб занимаются технадзором генподрядчика. Такого рода деятельность вполне соответствует новым требованиям, изложенным в Градостроительном Кодексе РФ и касающимся обеспечения качества строительства объектов.

В России при строительстве магистральных трубопроводов широко распространено проведение независимого технического надзора, осуществляемого по договору с заказчиком (за границей это деятельность называют «инспекцией третьей стороной»). Для наибольшей объективности проведения технадзора компания, его осуществляющая, не должна быть зависимой ни от заказчика, ни от подрядчика. В случае если заказчик все же привлекает для надзора свое подразделение, оно должно подчиняться только первому руководителю и быть максимально независимым. Технический надзор проводит организация, имеющая соответствующие разрешения.

Подробно идеология проведения независимого технического надзора, требования к органам технадзора, порядок его проведения описаны в руководящем документе Ростехнадзора РД 08-296-99 «Положение об организации технического надзора за соблюдением проектных решений и качества строительства, капитального ремонта и реконструкции на объектах магистральных трубопроводов» (утверждено постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июля 1999 года № 49). Однако в 2007 году была принята новая редакция Градостроительного Кодекса, в котором необходимость проведения технического надзора вообще не упоминается. Зато в качестве необходимой процедуры при строительстве объектов промышленного и гражданского строительства было введено понятие «Строительный контроль», который «проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка» (часть 1 статьи 53 ГрК РФ). Согласно документу, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. Возможно также проведение строительного контроля заказчиком или застройщиком по договору со специализированной организацией (раньше такие организации назывались органами технического надзора). Таким образом, в соответствии с современным законодательством технический надзор заказчика стал частью строительного контроля, притом частью необязательной. В настоящее время нормативные документы для проведения строительного контроля отсутствуют, а РД 08-296-99 отменен.

Из-за отсутствия соответствующей нормативной базы заказчики, генподрядчики и подрядчики вынуждены разрабатывать свои стандарты и регламенты для проведения контроля и технического надзора, а также описывать основные принципы проведения строительного контроля в договорах. Хотелось бы подробнее остановиться на примере уже устоявшейся системы ведения подобной работы.

Строительные объекты уникальны, именно поэтому каждый из них требует разработки индивидуальных документов, соответственно, для каждого объекта, строительство которого ведет генподрядная организация, составляются отдельные регламенты, которые согласуются с заказчиками и доводятся до сведения субподрядчиков. В соответствии с отраслевыми стандартами некоторых предприятий к разным объектам могут предъявляться различные требования: в одном случае при строительстве газопровода не разрешается проводить ремонт дефектов торцов труб, а в другом — такой ремонт возможен. Подобные подробности и отражаются в регламентах, разрабатываемых генподрядной организацией. Кроме того, СКК при выходе нового нормативного документа составляет краткую записку о вновь вводимых требованиях и доводит ее до сведения субподрядных организаций. Со службами качества и рабочими основных строительных специальностей субподрядчиков периодически проводятся семинары, консультации, проверки знаний.

В соответствии с рекомендациями стандартов качества ISO 9000 для оценки качества работы субподрядчиков применяются статистические методы, к примеру, разработано «Положение об оценке качества работы субподрядных организаций», в соответствии с которым представители СКК генподрядчика на строительных площадках ежемесячно оценивают работу субподрядчиков. Качество работы подразделения субподрядчика за отчетный период считается удовлетворительным, если сумма штрафных баллов за этот период составляет менее 20, неудовлетворительной — в случае, если сумма баллов более 20 (соотношение нарушений и штрафных баллов представлено в таблице). При этом учитывается количество предписаний и замечаний, выданных инспекторами технадзора, государственными и отраслевыми надзорными органами, а также представителями генподрядчика. Если в одном предписании указано несколько нарушений, то учитывается каждое из них.

Предложения по оценке качества работ подразделения субподрядчика готовит представитель СКК, согласовывает с руководителем проекта и передает на рассмотрение и утверждению главному инженеру. Представители субподрядчика имеют право оспорить предложения представителя службы по контролю качества и обратиться к руководству генподрядчика для пересмотра оценки качества их работы. В случае если работа подразделения субподрядчика в течение трех месяцев подряд признана неудовлетворительной, генподрядчик имеет право требовать замены бригады, руководителя работ — вплоть до расторжения договора и замены субподрядчика.

Несомненно, целесообразность и необходимость проведения оценки качества работы субподрядчики могут оспаривать, однако, очевидно, что предложенная система оценки качества работы в целом позволит повысить качество строительно-монтажных работ, поможет более объективно оценить субподрядчиков и выбрать лучших для выполнения строительных работ в дальнейшем.

Задачами служб по контролю качества генподрядных организаций являются:

  • надзор за работой служб контроля качества подрядчиков, координация их деятельности;
  • разработка и внедрение мероприятий, направленных на исключение нарушений требований нормативных документов и проектных решений;
  • анализ применяемых строительных технологий и оборудования с целью выбора наиболее современных, обеспечивающих высокое качество строящегося объекта.

Мнение специалиста

Официально понятия «технадзор» и «независимый технический надзор» нигде не прописаны. В современном законодательстве нет ни одного документа, в котором дано их определение. С точки зрения Ростехнадзора, «надзор» может быть только государственным, а то, что ранее именовалось «технадзором заказчика» или «независимым технадзором», теперь отнесено к строительному контролю. На мой взгляд, эта позиция неверна, поскольку строительный контроль — это более широкое понятие. Последний раз термин «технадзор» упоминался в СНиП 1201–2004. В вышедшей позднее редакции Градостроительного Кодекса, понятия «технадзор» нет. Тот факт, что официально концепция осуществления независимого технического надзора нигде не прописана — серьезная проблема. Нет четких определений, задач, полномочий различных надзорных органов, поэтому много путаницы в осуществлении самого контроля и надзора. Каждый занимается тем, чем хочет и что знает. А ведь для органа строительного контроля (технадзора) как ни для кого другого важна четкая организация работ, квалифицированный, порядочный, инициативный персонал, хорошо налаженная система обмена информацией. Нет и четких требований к фирмам, ведущим строительный контроль (технадзор). Лицензий на проведение этого вида деятельности также нет, единственно условие, предъявляемое к таким фирмам, заключается в том, что они должны быть членами СРО. Некоторые требования прописываются в тендерных документах, по которым выбираются фирмы для осуществления технадзора, но это не нормативные документы. Таким образом, отсутствие четких требований приводит к тому, что иногда тендеры выигрывают фирмы, формально соответствующие требованиям, а фактически не имеющие ни опыта, ни оборудования, ни людей.

Соотношение нарушений и штрафных баллов

Описание нарушения Количество штрафных баллов Примечания
1 - предписание, не закрытое в указанный срок;
- замечание, не закрытое в указанный срок
53 Без оформления соответствующего разрешения
2 - количество ремонтных стыков за месяц более 4% от общего числа сваренных;
- бракованных стыков за месяц более 3% от общего числа сваренных
23  
3 - предписание (замечание), связанное с:    
3.1 - приостановкой работ 5  
3.2 - нарушением технологии (сварки, изоляции, укладки), приведшее к необходимости переделки работы 2  
3.3 - несвоевременным или несоответствующим оформлением исполнительной документации 3 Оформление документации не позже 5 дней после окончания работ
3.4 - нарушением сроков:
- аттестации (переаттестации) специалистов
- поверки приборов
12  
3.5 - нарушением правил охраны труда и техники безопасности 4 Нарушения, которые влекут за собой угрозу жизни или здоровью людей
3.6 - нарушением природоохранных требований (экологии) 1  
3.7 - нарушением правил работ в охранной зоне 3  
3.8 - отсутствием проектной или технологической (ППР, техкарты) документации (на месте производства работ) 1  
4 - обнаружение подлога радиографических снимков 20  (отстранение от работы лиц, допустивших нарушение, при повторном случае — отстранение организации) Замена снимков негодных стыков