«СТРОЙГАЗМОНТАЖ» за Полярным кругом
«СТРОЙГАЗМОНТАЖ» за Полярным кругом
11.06.2013 / «Федеральный деловой журнал «Тренды События Рынки»

Об опыте работы Группы компаний в строительстве системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта»

Компания «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» — один из основных подрядчиков на строительстве объектов в составе стройки «Система магистральных газопроводов Бованенково — Ухта». Через этот газотранспортный коридор природное топливо, добываемое из гигантского Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), будет поставляться в населенные пункты Центральной России и далее в Европу по Единой системе газоснабжения.

Планируется, что через систему газопроводов будет проходить до 140 млрд м³ газа в год. Это превышает четвертую часть совокупного объема потребления природного газа в странах Евросоюза.

В 2002 году «Газпром» определил добычу и транспортировку топлива с месторождений полуострова Ямал одним из стратегических интересов компании. Как известно, на полуострове сосредоточено около 20% всех разведанных запасов российского природного газа.

Промышленное освоение Бованенковского НГКМ, одного из крупнейших ямальских месторождений, началось в 2006 году. В это же время «Газпром» приступил к прокладке первой нитки магистрального газопровода «Бованенково — Ухта». Группа компаний СГМ получила подряды на строительство участков 2-й нитки газопровода протяженностью более 90 км.

Участки трубопроводов, которые строит на «Бованенково — Ухта» ООО «СГМ», проходят через полуостров Ямал до Байдарацкой губы. Подрядчиком в проекте выступает дочернее предприятие Группы — ОАО «Ленгазспецстрой». Компания сооружает также три подводящих трубопровода от газовых промыслов Бованенковского месторождения. Технически непростым является строительство подводного перехода одного из подводящих газопроводов через реку Морды-Яха. Обе нитки этого перехода — основная и резервная — проложены методом протаскивания.

С точки зрения прочности используемых труб, «СМГ Бованенково — Ухта» является уникальным — газопровод рассчитан на давление в 120 атмосфер. Это позволит значительно увеличить его пропускную способность и в будущем поставлять потребителям большие объемы природного газа. «Ранее трубопроводы, которые строились в мире, функционировали при давлении не более 100 атмосфер. Для „Бованенково — Ухта“ были разработаны индивидуальные нормативно-технические требования. Например, здесь значительно выше класс прочности стали», — отмечает ведущий инженер-технолог проекта Андрей Цыплаков.

Из-за сложных метео- и геологических условий в регионе ООО «СГМ» ведет работы всего несколько месяцев в году — с декабря по май. Именно в этот период промерзает болотистая почва и становится возможной работа тяжелой спецтехники. Планируется, что полный цикл работ на линейной части магистрального газопровода «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» завершит уже в следующем сезоне.

В рамках проекта Группой компаний СГМ также сооружаются две компрессорные станции (КС) — «Интинская» и «Байдарацкая».

КС «Байдарацкая» по праву называют самой северной компрессорной станцией в мире — она располагается всего в 3 км от побережья Байдарацкой губы и является первой на маршруте газопровода. Через нее ямальский газ будет подаваться в газотранспортный коридор «Бованенково — Ухта». Строительно-монтажные работы, которые ведет ООО «СГМ» на втором цехе компрессорной станции, будут завершены в 2014 году.

«Бованенково — Ухта играет важную роль не только в развитии экономики России, но и в энергообеспечении зарубежных стран. Его уникальность в том, что газ подается под большим давлением и добывается на самых северных просторах нашей страны. Освоение месторождений Ямала — это действительно „мегапроект“, он воплощает в жизнь государственную программу освоения российского Севера», — комментирует Генеральный директор ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Руслан Горюхин.

На протяжении последних 5 лет «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» участвовал в самых значимых для российской газовой отрасли стройках. Среди них строительство «Системы магистральных газопроводов Ухта — Торжок», «Магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», участка «Грязовец — Выборг» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод», морского участка газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи» и другие.

ООО «СГМ» стало генеральным подрядчиком строительства нескольких участков линейной части газотранспортной системы (ГТС) «Южный коридор» и самой мощной в мире КС «Русская», от которой российский газ будет подаваться в Европу по трансъевропейскому газопроводу «Южный поток».

Группа компаний СГМ предъявляет высокие требования как к качеству работ, так и к экологической безопасности и в связи с этим применяет на объектах строительства инновационные технологические решения. К примеру, благодаря современным технологиям при прокладке газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи» была полностью сохранена экосистема Сочинского и Туапсинского районов Краснодарского края. При сооружении МГ «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» выполнило уникальный трехкилометровый переход под дном пролива Босфор Восточный, который связал Владивосток с островом Русский. Два буровых комплекса вели работы навстречу друг другу с последующей стыковкой под дном пролива.

Участие ООО «СГМ» в строительстве «Системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта» еще раз подтвердило высокий уровень профессионализма компании и ее работников.