Газпром начнет строить подводную часть газопровода «Южный поток» во втором квартале 2014 года. Об этом на экономическом форуме в Петербурге сообщил глава холдинга Алексей Миллер.
А сейчас полным ходом идет строительство наземной части газопровода — так называемого западного коридора. Наш корреспондент побывал на одном из его линейных участков и на строительной площадке компрессорной станции «Русская».
«Курорт» — здесь это слово я услышал не раз. Причем в разговоре с рабочими «Стройгазмонтажа» (эта компания строит линейную часть газопровода и компрессорные станции) «курорт» был не банальным олицетворением Краснодарского края, а сравнением — с теми условиями, в которых им приходилось работать прежде. Ведь многие из тех, кто приехал на «Южный поток», прокладывали газопроводы в таких краях, где в буквальном смысле слова не ступала нога человека.
— В прошлом году я четыре месяца работал на строительстве компрессорной станции в Архангельской области. Там в конце сентября жесть начинается, постоянная борьба со стихией, — поделился со мной один из сотрудников СГМ, Илья Ефанов. — С вечера сделал армирование, опалубку, подготовился к заливке бетона, а ночью снега столько навалит, что с утра его вся бригада несколько часов разгребает. Да, здесь будет
Да и с точки зрения проектирования «Южный поток» не сравнить, например, с предыдущим проектом «Стройгазмонтажа» — газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Там проектные решения зачастую приходилось принимать прямо на месте — на некоторых участках проектировщики опережали строителей всего на шаг. Так было, например, когда Минобороны запретило прокладывать газопровод по одной из своих территорий, и в итоге пришлось идти в обход — через сопки. А их крутизна местами достигала 50 градусов. Чтобы туда могла зайти техника, строители сглаживали склоны, срезав миллионы кубов грунта.
В Краснодарском крае — сплошная гладь, равнина. Хотя и здесь не обошлось без пресловутой ложки дегтя. Вокруг Краснодара каждая пядь земли — частная собственность. Поля, виноградники, рисовые чеки до самого горизонта, и у всех этих богатств — множество хозяев. Которые сразу смекнули: придут газовики — будут выкупать землю. И многие заломили Газпрому такую цену, от которой впору было предположить: а не снимают ли местные фермеры здесь 12 урожаев за сезон? Как бы то ни было, но с землевладельцами газовики нашли общий язык, концерн заключил договоры, в которых отразились и реальная цена гектаров, и компенсация за вывод земель из сельхозпользования, и упущенная фермерами выгода.
— Так что когда мы здесь появились, навстречу нам с вилами никто не выходил, — шутит начальник краснодарского
Десятки километров западного коридора проходят по рисовым чекам. А это требует особой осторожности и соблюдения определенных технологий. Рисовые чеки представляют собой большие по площади, но мелкие пруды, каждый из которых — часть сложной гидротехнической системы. Они разделены дамбами, окружены сетью дренажных и оросительных каналов. Любое вмешательство в эту тонкую систему чревато: достаточно нарушить ее в одном месте, как в другом, расположенном в нескольких километрах, в чек перестанет поступать вода, и рис погибнет.
Нить газопровода идет уже по бывшим рисовым чекам. Но какими бы сухими они уже ни были, закон сообщающихся сосудов продолжает работать. Днем экскаваторщик откопал траншею, до вечера она сухая, а когда утром смена на работу приходит, в ней воды уже — как в бассейне. Впрочем, присутствие воды для газовиков — дело привычное: в разных точках страны тысячи километров газопровода протянуты через болота. Правда, на болотах для подъезда к трассе делали лежневку, а на рисовых чеках применили искусственное покрытие.
Кстати, дороги — это еще одна из здешних особенностей. Вернее, подъездные пути к строящемуся газопроводу. По одним дамбам на тяжелой технике ездить можно, по другим нельзя. Поэтому к трассе приходится ехать вдоль чеков в стиле шахматного коня, делая под прямым углом десятки поворотов. При этом в роли шахматных фигур выступают тягачи, маневрирующие между клетками рисовых чеков с многометровыми и многотонными трубами на борту.
Специфика строительства еще и в том, что на пути газопровода много искусственных каналов и река Кубань, пройти которые можно только методом микротоннелирования. Тоннели нужны, чтобы не нарушить экосистему реки и оросительную систему рисовых чеков.
В день моего приезда шла подготовка к старту строительства самого длинного в истории Газпрома тоннеля — под рекой Кубань: в технологическую шахту монтажники опускали головную часть проходческого щита. За сутки тоннелепроходческий комплекс способен проходить от 8 до 25 м. То есть сейчас он находится
— Мне везет на рекорды. Когда работал на «Северном потоке», в Вологодской области тянули тоннель через Шексну, и на тот момент он был самым длинным в Газпроме — 888 метров. Приехал на «Южный поток» — и снова строю самый длинный тоннель — 1507 метров, — не без удовольствия в голосе комментирует событие Николай Ена. — Такая протяженность у него не только
Впрочем, к рекордам Николай Иванович относится спокойно. А вот к новым проектам неравнодушен. Только за последние 12 лет за его плечами — Уренгой и Пурпе, Орел и Брянск, Грязовец и Вологда. Теперь еще и Краснодар. Рассказывает, что ехал строить не куда пригласили, а туда, где пришлось бы начинать работу с чистого листа. Вот, например, приглашали его строить объект в Ухте — отказался, потому что до него там много чего понастроили.
— А приехал я в командировку в Грязовец, спрашиваю Виктора Тимофеевича Колесника (первого заместителя директора по строительству
А с этим, судя по всему, в «Стройгазмонтаже» дела обстоят нормально. Многие, с кем состоялось мое знакомство, рассказывают, что бригады ездят по всей стране с проекта на проект практически в неизменном составе. Бывает, конечно, что
При этом в бригадах заметно много молодежи. Лишь бы кого не берут — намучаешься с такими потом. Принцип «не можешь — научим, не хочешь — заставим» здесь работает только наполовину. Учить молодых — да, заставлять — однозначно нет. Поэтому нередко слаженность в бригадах основывается еще и на родственных началах. Например, Андрей Дрынов приехал работать на «Южный поток» из Курской области. После армии не смог найти работу в Курске, поехал на заработки в Москву, некоторое время работал на железной дороге.
— А потом меня сюда дядя пригласил (Сергей Гудим, бригадир
Бытовые условия — одна из причин, по которой люди либо остаются, либо расстаются. Для компании «Стройгазмонтаж» жизнь сотрудников после окончания рабочей смены — не пустой звук. В столовой на станции «Русская» краем уха я услышал байку про то, как на один из сибирских объектов нанялась бригада поваров из местных жителей. «
Так что стремление к домашнему комфорту здесь видно во всем. Особенно это заметно в мобильным городке
На строительстве «Русской» сейчас трудятся 246 человек. Правда, на ее территории строить пока начали некоторые установки. А основные работы
«Русская» станет самой крупной компрессорной станцией в мире. А жилой городок
— Мой муж работает мастером
Символическая сварка первого стыка газопровода состоялась в районе Анапы 7 декабря прошлого года на площадке компрессорной станции «Русская». От нее газ под давлением 285 атмосфер пойдет по дну Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Проектная мощность газопровода — 63 миллиарда кубометров газа в год.
Сейчас строители прокладывают первую ветку газопровода, так называемый западный коридор протяженностью 820 км. Он протянется из Воронежской области от компрессорной станции Писаревка до станции «Русская» в Анапском районе Краснодарского края.
После завершения первого этапа газовики начнут прокладывать к «Русской» восточный коридор «Южного потока» — из Починков Нижегородской области. Второй этап должен быть закончен до 2019 года. Общая протяженность трассы газотранспортной системы составит 2422 км. На обеих ветках будут построены 10 компрессорных станций.
«Южный поток» — ключевой проект в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в Европу напрямую от производителя к потребителю. «Южный поток» призван помочь удовлетворить растущий спрос на газ в Европе. По приблизительным оценкам, к моменту завершения проекта он составит 80 млрд. кубометров в год.